Художник из Таджикистана Алексей Румянцев снял короткий анимационный фильм «Даф» о проблемах трудовой миграции. Таджикской аудитории сложно смотреть его без слез.
В четырехминутном фильме «Даф» история, о которой наверняка мечтают многие таджикские семьи, столкнувшиеся с трудовой миграцией. В нем на звуки дафа (памирского музыкального инструмента) мигранты возвращаются домой к своим женщинам. Только мигранты тут изображены в виде национальных тюбетеек, которые жизнь забросила в непривычные для таджиков пейзажи. Идея показать тяжесть миграции таким образом принадлежит современному художнику Алексею Румянцеву. Весной этого года он рассказал о ней во время питчинга независимому жюри конкурса Internews «Малый формат-2022» и оказался в числе победителей. На работу ушло около четырех месяцев, кроме Алексея над фильмом работали художники Рамзан Валиев и Юсуф Негматов, а также композитор и режиссер Негмат Абдуллоев.
-Аудитория работу приняла хорошо. Во всяком случае те отзывы, которые я получил говорят о том, что нам удалось донести чувства, с которыми делалась эта работа. Киношники тоже хорошо отозвались о работе, поняли настроение каждой сцены, журналисты обратили внимание на наш проект. Кроме того, наш фильм пригласили на международный фестиваль, только до официальной публикации программы, я не могу сказать — какой именно, — говорит Алексей.
Есть в этом фильме и свои «пасхалки», но их аудитория пока не заметила. Алексей раскрывать все карты не будет, хотя, как художник, не против объяснять общий смысл своих работ.
-Аудитория в Таджикистане не искушенная, не избалована арт-выставками, какими-то событиями и безусловно приходится использовать синопсисы к своим работам, быть гидом для публики. Меня это не обременяет, мне очень важно объяснять смысл своих работ, я считаю это неким походом «в поле». Так мне удается проверить идеи: где они состоят из живого материала, а где искусственно надуманные. Это помогает развиваться, — объясняет Алексей.
Неискушенная публика в Таджикистане – это следствие того, что в республике небольшое количество художников занимаются современным искусством. Дело в том, что местным мастерам крайне сложно найти финансирование на свои работы. По словам Алексея, кроме Internews поддержку современным художникам оказывает еще пара международных организаций. Еще есть косвенная поддержка: работы художников приглашают к участию на различных выставках, посвященных социальным проблемам. Других источников финансирования у этого искусства в республике нет. Хотя в Таджикистане именно contemporary art чаще всего говорит о том, что актуально для аудитории, правда, не без ограничений.
— Самоцензура в современном искусстве крайне актуальная тема для таджикских художников, — объясняет Алексей. — Художник не может быть некритичным, он всегда критичен внутри себя. Но к сожалению, мы не видим в Таджикистане какой-то массы критических работ или даже мастеров, которые задают вопросы, следовательно, они себя сдерживают. С другой стороны, на этих территориях художникам всегда было свойственно говорить о проблемах общества завуалированно. Например, если вы посмотрите на иранское искусство, то в затейливых узорах скрываются важные послания обществу, о которых не принято говорить прямо.
В работе самого Алексея смысл послания открыт: фильм «Даф» посвящен женщинам, которые днем и ночью ждут и зовут своих мужей, сыновей и братьев из трудовой миграции и верят, что они вернутся домой.
«Тема миграции, скитаний и тоски по дому, отчаяния и острого желания вернуться в родные стены, сегодня стала настолько масштабной и актуальной, что хочется об этом говорить как можно больше, чтобы на проблему обратили внимание», — говорит Алексей.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о Центральноазиатской программе MediaCAMP читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.