Limu Media и общественная организация ИРОДА запустили совместный проект «Наставники». Пять менторов – это известные душанбинцы – и восемь подростков с особенностями встречаются несколько раз в неделю и учатся друг у друга полезным навыкам. Например, фотосъёмке, программированию, ораторству или умению чувствовать свою собственную свободу.
В центре ИРОДА о проекте «Наставники» теперь говорят все. И старшее поколение – тюьторы, педагоги, и младшее – подростки из программ развития, молодые сотрудники социального кафе «Дар як замин». Все следят за успехами своих восьмерых ребят, которые каждую неделю встречаются с душанбинскими звёздами, учатся у них чему-нибудь интересному и полезному, хорошо проводят время и меняются.
– У нас как происходит? Вот назначит наставник встречу, например, в 10 утра в воскресенье, и всё – его подопечный будет каждый день по нескольку раз нам напоминать, что встреча в 10 утра в воскресенье. Чтобы мы, не дай Бог, не забыли, – рассказывает Зухра Сафарова, координатор программы «Зрелое родительство», которая курирует проект «Наставники».
Менторы в жизни подростков из центра ИРОДА появились благодаря идее Limu Media. Они подали её на конкурс грантов на вовлечение аудитории, который проводил Internews in Tajikistan, и выиграли. В этом проекте медиа сотрудничают с общественными организациями и вместе продвигают важные для общества проекты, вовлекая неравнодушную аудиторию. Limu Media и ИРОДА пытаются зажечь общество идеями инклюзии, социальной ответственности и благотворительности. Хотя прежде в таком формате они не работали.
Начали проект с того, что ИРОДА предоставила Limu Media имена ребят, у которых есть увлечения и которыми они могли бы заниматься в будущем. Журналисты из Limu Media нашли для каждого подростка наставника и познакомили их.
– Вообще несложно было найти наставников, мы быстро собрали команду, – говорит руководитель Limu Media Лайло Тагаева. – Не все, конечно, согласились, были те, кто сомневался, и я сразу от них отставала, потому что тут такая история – нужно, чтобы было желание делать это от души.
Лайло выбирала наставников по нескольким критериям: успешный, целеустремленный, понимающий, с хорошей аудиторией в соцсетях и желательно звезда. Последние два пункта – для того, чтобы транслировать идеи широкой аудитории. В итоге получилось шесть творческих союзов:
Дильшод, который мечтает стать программистом, и Мубориз Субхонов, блогер, IT-специалист;
Хушбахт, увлечённый игрой на тавлаке, и Фируз Хасанов, руководитель электронной коммерции Вавилон-М и музыкант;
Марьям – она помогает маме шить национальные платья – и Тохир Ибрагимов, дизайнер, директор Tajikistan Fashion Week;
Умед и Махлия – любители танцев – и их наставник Умеда Базарова, профессиональная танцовщица и участница группы Lords of Dance;
Сайёд, который обожает снимать на телефон, и Руслан Яхшибаев, профессиональный фотограф;
Юсуф и Равшан – поклонники изобразительного искусства – и Аскарджон Аминов (Oskar Graff), современный художник.
Перед стартом работы все наставники встретились с подростками и их родителями в кафе «Дар як замин», обговорили участие в проекте, плюс наставники получили рекомендации от специалистов центра ИРОДА.
– И когда мы уже всё решили, обговорили, родители вдруг сказали нам: «Помогите нашим детям поверить в себя». И, если честно, мы все, наверное, только в этот момент до конца осознали, насколько важный проект начинаем, – говорит Лайло.
Первые результаты
Сейчас в центре ИРОДА женщины-педагоги должны всегда быть бдительными. Дело в том, что Сайёд после занятий с Русланом целыми днями фотографирует всё, что видит вокруг. В том числе и своих учителей. Зухра показывает фотографии, которые Сайёд сбрасывает в чаты ИРОДЫ, на снимках педагоги учатся онлайн, что-то бурно обсуждают, работают за компьютерами.
– Мы обычно позируем фотографам, а тут Сайёд снимает без предупреждения. Снимками потом делится со всеми в чатах, у него целые серии фотографий, – объясняет Зухра.
В сериях фотографий Сайёда есть репортёрские снимки, а есть художественные. Руслан научил его создавать экспозиции, и у Сайёда стали получаться осенние натюрморты с хурмой и гранатами. Следом за фотографиями Сайёда Зухра показывает фото картин Юсуфа и Равшана, которые они создали вместе со своим наставником — модным художником Oskar Graff.
– Почти для всех наших подростков общение с такими успешными и целеустремлёнными людьми, как наши наставники, – это что-то новое. Да даже для родителей – новое! К сожалению, наши дети чаще всего находятся внутри сообщества и не взаимодействуют с внешним миром. Они не видели такие успешные примеры перед собой, а теперь зажглись. Тем более, что наставники сами учатся у подростков, и когда они это говорят вслух, то у ребят так повышается самооценка! – Рассказывает Зухра.
О том, чтобы ребята из центра ИРОДА чаще выходили во внешний мир, здесь мечтают давно. Много лет двери этой общественной организации открыты для всех журналистов и неравнодушных людей. Зухра объясняет, что в обществе Таджикистана всё ещё мало информации о людях с особенностями, и поэтому они встречаются с непониманием.
– Например, когда мы с Марьям пришли в швейный цех к её наставнику Тохиру, девушки, которые там работали, стали спрашивать – мол, а разве она справится? А разве можно ей давать утюг, клей? И развеять такое мнение невозможно словами. Марьям просто в реальности показала, как она умеет, как она старается, и, конечно, таких вопросов больше у тех девушек, я надеюсь, не появится. Когда мы не показываем себя, то и общество не будет готово нас принимать, – говорит Зухра.
Кстати, Тохир подарил родителям из ИРОДЫ большую цель. Дело в том, что при центре есть группа женщин, которые занимаются рукоделием. Группой руководит мама Марьям, и Тохир пригласил их принять участие в его весеннем показе: мамы должны будут создать свою коллекцию и подготовить свои модели. Моделями выступят молодые девчонки и ребята из ИРОДЫ, и сама Марьям тоже. Потому что уже во время работы с Тохиром выяснилось, что девочка не столько хочет шить, сколько позировать в красивой одежде.
«АватарБача»
У Мубориза Субхонова в Instagram почти 90 тысяч подписчиков, у 14-летнего Дильшода @Avatarbacha – пока только 126. Но своих подписчиков Дильшод собрал буквально за десять дней. Как только они познакомились с Муборизом, то сразу решили открыть Дильшоду аккаунт в Instagram.
– Дильшод очень амбициозный и ставит перед собой реальные, конкретные цели. Например, сейчас он планирует набрать тысячу подписчиков, я его учу вести аккаунт, – рассказывает Мубориз.
Он попал в проект по приглашению Лайло. Говорит, что согласился сразу. С подростками работает часто, поэтому сомнений не возникло.
– Мы сразу обсудили слова, которые нельзя употреблять, чтобы не ранить ребенка при общении, нужно быть аккуратнее. Например, Дильшод передвигается на коляске, и когда он садится в машину, мне хочется ему помочь, но его мама сказала, что не надо помогать: он всё умеет сам. И, несмотря на то, что до сих пор хочется помочь, ты понимаешь, что важно позволить Дильшоду справляться со всем самостоятельно, – говорит Мубориз.
Дильшод проявляет большой интерес к программированию и технологиям, ещё ему нравятся публичные выступления. Поэтому Мубориз учит Дильшода ораторским навыкам и записал его в школу «Илмхона», где его обучат основам программирования.
– Любимый фильм Дильшода, как и любого мальчишки на коляске, – это фильм «Аватар». Он обожает его, ждёт продолжения и мечтает в будущем снять свой такой же, вот для этого ему и нужно программирование, – объясняет Мубориз.
Свои новые знания по ораторскому искусству Дильшод уже применяет. Например, недавно он выступал на Zoom-конференции, в которой участвовала ИРОДА, причём вызвался на это сам. Кроме того, Дильшода уже пригласили на открытый урок в центр дистанционного обучения Impact Hub Dushanbe.
– Если честно, когда мы впервые пришли все вместе на встречу в ИРОДУ, я видела, что на лицах у некоторых менторов появилась расстерянность, и я тоже растерялась. Потому что сначала мы не знали, как себя правильно вести, что делать. Но потом, когда увидели, что мы можем ребятам новый мир открыть, увидели, с какой надеждой они и их родители смотрят на этот проект, мы стали работать, и получается, – говорит Лайло.
О том, что менторы действительно волнуются, рассказывает и Зухра:
– Умеда учит наших ребят танцам, и однажды она запереживала – мол, не получается. И я её успокоила, сказала: не надо нервничать, ты учишь их расслабляться и чувствовать своё тело, но сначала ты должна расслабиться сама и почувствовать свободу. То, что ты с ними занимаешься, то, что ты им даёшь – это уже большое счастье. Счастье – это ведь процесс.
Ребята, с которыми ставит танец Умеда, – это её тезка, 17-летний Умед, и 18-летняя Махлия. Они одноклассники, учились в одном интернате, но близко никогда не общались. Когда в первый раз шли на занятия, старались пробежать как можно быстрее мимо школы, где куча детей, мимо роддома, где толпятся любопытные родственники рожениц. Зухра говорит, что это привычное состояние для людей с синдромом Дауна – стараться быть незаметными на улице, чтобы не привлекать к себе и без того повышенное внимание. Но вдруг Зухра заметила, что после танцев с Умедой ребята перестали торопиться. Теперь они ходят на занятия под ручку. Идут себе медленно и болтают, после танцев ведь устаёшь.
Проект «Наставники» в марте 2020 года стал победителем конкурса идей, направленных на решение важных социальных проблем в Таджикистане за счёт вовлечения аудитории. Всего таких конкурсов будет пять, они проводятся в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).