Десять дней 12 команд из разных регионов Таджикистана собирались на платформе Big Blue Button, слушали сессии экспертов и работали над своими медиапроектами вместе с менторами в режиме онлайн. Все проекты касаются темы образования.
Девятиклассница Фарангис Умарова в этом году, как и все школьники в Таджикистане, из-за пандемии сидит на самых длинных в своей жизни летних каникулах. Из-за пандемии COVID-19 всех учеников средних таджикистанских школ отправили на отдых еще в апреле, при хорошем раскладе они вернутся за парты только в августе. Многие ученики не знают, что делать с таким количеством вдруг свалившегося на них свободного времени, но у Фарангис кроме школьных уроков всегда были дополнительные увлечения, которыми она занимается и сейчас. Например, с начала этого года она стала работать на канибадамском радио «Канд ФМ».
— На Новый год я была Снегурочкой в школе актерского мастерства, которая работает в нашем театре (Канибадамский драматический театр – прим. авт.), и потом нам предложили попробоваться на радио, мы пошли, записались и меня пригласили поработать. Я стала работать на передаче про образование, про музыку, — говорит Фарангис.
Кроме работы на радио и курсов в школе актерского мастерства, девочка занимается скрипкой и фортепиано, а еще учит английский язык. В своих планах на будущее пока точно не определилась: хочется стать или актрисой или скрипачкой, а если повезет то совместить эти две профессии. Журналистика в её будущие планы не входит, но на радио пока интересно. Две последние рабочие недели Фарангис вместе с другими журналистами «Канд ФМ» провела на Контент-лаборатории, посвященной вопросам образования, которую при поддержке Internews Tajikistan проводила медиакомпания «Вечерка». Лаборатория проходила в формате онлайн, так что ехать из Канибадама в Душанбе не пришлось. Команда «Канд ФМ» подала заявку на участие и описала в ней идею проекта «Нахли хоҳиш» («Древо знаний» — тадж.), в нем авторы хотят рассказать про то, что в Канибадаме есть центр дополнительного образования, где можно заниматься творчеством, но девочек туда часто не пускают родители.
— У нас там много чего есть: можно научиться играть на скрипке, фортепиано, на барабанах и на флейте, на гитаре тоже можно. Еще там есть кружки рисования, вязания, можно научиться шить. У меня есть подруга Ситора, она очень хочет научиться играть на гитаре, у нее даже есть дома гитара, правда со струнами там что-то не то. Но родители Ситору не пускают на музыку. Многих девочек не пускают, — рассказывает Фарангис.
Автор этого проекта Зайниддин Орипов поясняет в заявке, что родители в Таджикистане по закону обязаны давать своим детям среднее образование, но что касается занятий музыкой или спортом, то это уже на усмотрение семьи. Команда «Канд ФМ» хочет рассказать в своём медиапроекте об этой проблеме аудитории, объяснить родителям, что дополнительное образование пойдёт только на пользу девочкам. И Фарангис в этом проекте, конечно, незаменимый эксперт.
Другим таким же экспертом является таджикский режиссер, журналист Далер Имомали. Он и его коллега Дилошуб Орифзода тоже участники Контент-лаборатории, они предлагают снять короткометражный фильм о том, какой тяжелой может быть дорога в школу для детей из отдаленных регионов Таджикистана. Эта идея родилась из собственного опыта Далера, он учился в старенькой школе Гиссарского района и его одноклассники из окрестных кишлаков тратили на дорогу по часу-полтора.
— Наша школа была в плохом состоянии, не хватало классов, учебников, тетрадей, учителей. Это была двухэтажная школа, оставшаяся от СССР. И ребята со всех ближайших кишлаков приходили туда. Таких школ в наших отдаленных регионов и до сих пор предостаточно, — объясняет Далер.
Тренеры, менторы и Минобрнауки
Всего в Контент-лаборатории приняли участие двенадцать таких команд. По условиям организаторов заявители должны были представить идею медиапроекта; тех, кто соответствовал прописанным требованиям, пригласили к участию. В каждой команде Лаборатории было по несколько участников – журналисты и сотрудники общественных организаций, и у каждой был свой ментор, с которым в течение десяти дней они работали над своими проектами. Кроме того, команды записывались на консультации с другими менторами, плюс, каждый день эксперты проводили для них тематические сессии. Например, во второй день Лаборатории организаторы устроили открытую дискуссию по вопросам образования, в которой преподаватели вузов Шаходат Сохибназарова, Зарина Халикова и Кутбуддин Мухтори, а также руководитель пресс-центра Министерства образования и науки Таджикистана Эхсон Хушвахт рассказали о том, что сейчас происходит в системе образования. Эксперты отвечали на вопросы участников и «Вечерка» транслировала это обсуждение в прямом эфире на своей странице в Facebook.
— Изначально мы вообще планировали пригласить на нашу Лабораторию министра образования, обратились к Эхсону и он сказал: «Почему бы и нет? Напишите письмо», но потом из-за онлайн формата нам пришлось отказаться от этой идеи, но к нам пришел Эхсон, пресс-секретарь министрества, и ответил на все вопросы. Более того, он собрал всю нужную официальную информацию по всем двенадцати проектам и передал её участникам. Это очень помогло доработать им проекты, разобраться в теме, — рассказывает Гульнора Амиршоева, руководитель медиакомпании «Вечерка».
Кроме экспертов из сферы образования сессии для участников проводили и медиатренеры: Зебо Таджибаева, руководитель Your.tj рассказала про мультимедийные форматы и алгоритмы их выбора, главный тренер Лаборатории из Украины Олег Хоменок — про принципы и этапы реализации проектов, Шухратджон Шарипов, специалист по коммуникациям UNICEF в Таджикистане – о том, как правильно говорить про несовершеннолетних в медиа.
— С одной стороны, нам было сложно проводить Лабораторию в течение 10 дней. Потому что несмотря на то, что она начиналась каждый день в 14:00 и длилась всего два часа, весь день уходил на это мероприятие. Нужно было что-то обсудить с менторами или тренерами, обзвонить всех участников, пообщаться с командами, проследить за заполнением рабочей тетради, которую мы вели на гугл-диске, решить технические вопросы. Но с другой стороны, благодаря тому, что у нас было 10 дней, участники смогли хорошо доработать свои проекты. За три дня, пусть и в офлайн, этого бы не случилось, — рассказывает Гульнора.
О том, что проекты за время работы Лаборатории действительно удалось сделать лучше говорит и Олег Хоменок.
— Участники очень много поработали над содержательной частью проектов, многие из них преобразились от недостижимой идеи до реально и измеримого плана, реализация которого даст ожидаемый результат, — объясняет он.
Что такое Big Blue Button?
Во время работы Лаборатории самой главной проблемой, как и ожидалось стала низкая скорость Интернета. После того, как из-за пандемии COVID-19 команда «Вечерки» приняла решение перейти в онлайн формат, качество и дороговизна Интернета стала самой главной головной болью организаторов. Но когда Гульнора собрала всех участников и объявила им о формате онлайн все согласились поработать на «удалёнке».
— Они меня успокоили, сказали, что сделают всё возможное, чтобы подключиться к занятиям. Тогда же нам посоветовали попробовать платформу Big Blue Button, мы подсчитали, что если работать на ней, то за один час расходуется 7-8 сомони, а при использовании Zoom – 25-27 сомони. В целях экономии мы решили попробовать платформу подешевле, протестировали её со всеми участниками и она оказалась удобной, — говорит Гульнора.
На низкий расход трафика на этой платформе повлиял тот факт, что она установлена на внутреннем сервере. Big Blue Button распространяется свободно по лицензии, местная общественная организация «Центр Информационно-коммуникационных технологий» (ИКТ) воспользовались этим правом и установили платформу на своем сервере. Техническую работу всей Лаборатории контролировали руководитель ИКТ Таълат Нумонов и специалист по новым медиа Internews in Tajikistan Рустам Гулов. Сама Гульнора прошла курс обучения по проведению мероприятий в режиме онлайн у специалистов Internews Kazakhstan.
— Очень важно до начала работы провести «нулевые» вебинары и для участников, и для спикеров и экспертов, чтобы убедиться, что все знают и умеют пользоваться дистанционной образовательной платформой и другими внешними сервисами, которые понадобятся для работы. Имеет смысл также больше использовать сервисы общего хранения и доступа к документам для команд участниц, таких как Google Disk, например. И, конечно, письменные инструкции для обеспечения одинакового понимания ожидаемых действий всеми участниками процесса, — советует Олег.
С тем, что дополнительным сервисам нужно уделять больше внимания, соглашается и Гульнора.
— Не все участники технически подкованны и сначала им было сложно разобраться в сервисах, возможно, онлайн мероприятия стоит упрощать. Но, в любом случае, я благодарна всем командам за то, что несмотря на низкую скорость Интернета, на проблемы с доступом к компьютерам, некоторые участники работали через телефоны, все остались с нами до конца и сделали хорошие проекты, — говорит Гульнора.
В последний день Лаборатории 12 команд представили свои презентации приглашенным дополнительно экспертам и выслушали уже их рекомендации. Теперь с учетом всех замечаний участники будут заполнять заявки и подавать свои проекты на конкурс грантов от Internews in Tajikistan. Четыре самых лучших проекта по результатам голосования независимого жюри получат финансирование на реализацию своих проектов.
Фарангис Умарова говорит, что вне зависимости от того выиграет ли «Канд ФМ» этот конкурс она обязательно сделает материал о том, как полезно девочкам заниматься спортом или музыкой.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о Центральноазиатской программе MediaCAMP читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.