О том, почему в Таджикистане всё ещё недостаточное количество видео-контента, как правильно снимать caption видео, и кто его будет смотреть – объясняет тренер Школы MobiVideo 2019 журналист таджикского офиса “Радио Свобода” Тахмина Хакимова.
Таджикский интернет — самый медленный мобильный интернет в мире – главный челлендж для всех жителей страны, но особенно страдают производители видео-контента. В рейтинге Speedtest Global Index за 2018 год, республика оказалась на последней, 124 строке. Скорость мобильного интернета здесь составляет 4,97 Мбит/с. Именно по этой причине в Таджикистане все еще недостаточное количество видеороликов, мало блогеров, которые ведут свои каналы на YouTube или записывают видео для Инстаграм. Впрочем, популярность этого контента всё равно растет, журналисты крупных изданий регулярно публикуют caption видео на своих сайтах и в соцсетях, и призывают к сотрудничеству гражданских журналистов, готовых снимать для них ролики. Чтобы упростить им задачу Internews в Таджикистане организовал для десяти молодых участников школу мобильного видео, тренером на которой стала журналистка из таджикского офиса «Радио Свобода» (Радио Озоди) Тахмина Хакимова. Участники были отобраны из числа слушателей тренинга для тренеров по медиаграмотности, который Internews провел в феврале этого года.
В течение недели участники школы снимали видео, монтировали ролики и в итоге получилось 10 журналистских продуктов, которые будут опубликованы на сайте “Радио Озоди”. Кроме того, один из роликов во время презентации, предложила выкупить главный редактор медиа-компании “Вечёрка” Гульнора Амиршоева, которую вместе с коллегами из других изданий пригласили для того, чтобы познакомиться с работами участников в последний день школы.
5 советов создания caption видео от Тахмины Хакимовой
-Перед началом школы ребята выполнили задание – сняли видео о своих любимых местах в Душанбе, из всех 10 я смогла выделить только одно, которое более или менее соответствовало стандартам, — рассказывает Тахмина. – Переживала, смогут ли они вообще научиться делать ролики, но потом вспомнила себя: я сама прошла такой же тренинг и научилась. Во время школы участники сняли по три видео, мы вместе проводили работу над ошибками и в итоге, получились хорошие ролики, темы для которых они придумали сами.
Кто и как снимает видео в Таджикистане?
Тахмина говорит, что качество таджикского видео-контента медленно, но растет.
— Но пока все делают ролики, глядя на других, ничего оригинального нет. Например, я всегда смотрю Ал-Джазиру, которые первыми запустили caption видео и вижу, как они играют с форматами, производят что-то своё, у нас такого нет. Думаю, потому что наши журналисты и блогеры опять же из-за очень плохого интернета не могут позволить себе просмотреть большое количество видео, научиться чему-то и придумать что-то своё, — говорит журналистка.
Она объясняет, что потребность в качественных caption видео набирает обороты, не только из-за формата, но и из-за тематики роликов. Большая часть журналистов и блогеров, которые производят видео – это совсем молодые люди, со взглядами достаточно серьезно отличающимися от видения журналистов старшего поколения.
Из наиболее запомнившихся видео, которые появились в медиапространстве Таджикистана за последнее время, Тахмина отмечает ролик про то, как журналистка не смогла пожарить яичницу на солнце, которое сделала медиа-группа «Азия Плюс» и которое набрало в соцсетях более миллиона просмотров.
— Вообще они молодцы! Когда стояла адская жара в Душанбе, мы ведь тоже хотели сделать такой ролик, и у нас тоже не получилось пожарить яичницу, поэтому решили ничего не делать. А у них не получилось, но они сделали ролик и набрали какое-то сумасшедшее количество просмотров, — говорит она.
Тахмина считает, что для caption видео подходят относительно легкие темы, которые понятны большому количеству пользователей – транспорт или повышение цен на рынке.
— Хотя «Настоящее время» делает ролики и на серьезные темы, но это сложная работа: сбор информации из большого количества источников, глубокий анализ, получается очень здорово, — рассказывает Тахмина.
Что касается видео блогеров, то их в таджикском сегменте интернета так мало, что трудно анализировать.
— У нас есть хорошие блогеры – их единицы, есть средние – их чуть больше и есть плохие их намного больше. Почему мало блогеров, потому что опять же – плохой интернет, плюс, наше общество, которое приравнивают блогеров к бездельникам, осуждают девушек, которые ведут блоги, мол, нескромно выставлять себя напоказ. Многие даже боятся начинать, — говорит Тахмина.
Впрочем, она отмечает несколько блогеров, за которыми можно следить. Это четырнадцатилетняя Лола Касымова и её youtube-канал Thelola, расчитанный на душанбинских подростков, канал «Рузич ТВ», посвященный разбору новых гаджетов и канал Малики Шукуровой, которая рассказывает о своём творчестве.
Тахмина надеется, что эти и другие блогеры в будущем могут стать альтернативой контенту, который производит отечественное телевидение, а также разнообразить контент онлайн изданий.
Школа была проведена в рамках проекта региональной программы «Поддержка доступа к информации», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID).