В Таджикистане утверждены Правила ведения сайтов судебных органов, согласно которым суды обязаны публиковать информацию о судебных заседаниях в течение шести часов после их окончания. Любая обновленная официальная информация должна быть доступна в течение трех дней. За несоблюдение этих правил председатель суда несет ответственность, а журналисты имеют право обращаться в вышестоящую инстанцию.
Эта внутренняя директива, которая теперь утверждена Верховным Судом и Высшим экономическим судом Таджикистана является обязательной инструкцией для выполнения во всех судах страны. Новый документ в течении трёх месяцев разрабатывали представители судебных органов, парламента, медиа и специалисты из «Офиса гражданских свобод».
Необходимость создания такого руководства назрела, когда мониторинг 68 сайтов судебных органов показал, что нормы Закона «О доступе к информации о деятельности судов», который был принят в 2021 году, не соблюдаются в полной мере. Мониторинг был проведен в рамках проекта Internews «Улучшение правовой среды для медиа в Таджикистане», который реализовывал «Офис гражданских свобод». Во время исследования выяснилось, что причина неисполнения закона — недостаток компетентных кадров, правовой и технической инструкции, по которым специалисты по делопроизводству могли бы публиковать общественно важную информацию.
— Изначальная наша работа заключалась в том, чтобы подготовить такое руководство, но теперь его ещё и утвердили, — говорит Хуршед Курбоншоев, юрист «Офиса гражданский свобод». — Так что, по идее, журналисты могут требовать у судов исполнения этого руководства. Но ещё следует учитывать один нюанс — скорее всего суды ещё не успели внедрить эту инструкции в свою работу.
В Правилах ведения сайтов судов подробно прописана информация, которой судебные органы обязаны делиться на своих сайтах. Среди прочего этот документ требует публикации следующей информации:
- Адрес электронной почты и номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- ФИО председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, руководителей структурных подразделений суда, в том числе уполномоченного лица, связанного с организацией доступа к информации, с указанием адреса электронной почты;
- Перечень информационных систем и баз данных, находящихся в ведении суда;
- Наименование изданий суда (при наличии);
- Перечень дел с указанием состава суда, лиц, участвующих в деле, существа дела, времени и места его рассмотрения;
- В соответствии с требованиями процессуального законодательства — тексты судебных актов, вступивших в законную силу;
- Размещение судебной статистики, обобщений судебной практики по отдельным делам, постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда;
- Информация по кадровым вопросам суда;
Тексты судебных актов в случае, если их публикация не запрещена законодательством Таджикистана также должны публиковаться незамедлительно. Новостная информация — в течение шести рабочих часов после окончания мероприятия. За каждый отчетный период судебные органы обязаны публиковать информацию о проделанной работе. Документ также обязывает суды следить за поступающими письмами через онлайн-приемную и вести переписку со входящей и исходящей почтой.
250 экземпляров этого руководства было распечатано и распределено по судебным органам. Документ так же регулирует (согласно законодательству Таджикистана) защиту и обезличивание персональных данных, чтобы публикуемая информация на сайтах судов не вредила участникам судопроизводства.
Между тем, Хуршед Курбоншоев отмечает, что медиарынок неактивно отреагировал на принятие Закона «О доступе к информации о деятельности судов», который был принят в 2021 году.
— Медиарынок никак на этот закон не отреагировал, большинство журналистов даже не знают, что такой закон был принят, хотя в нём есть нормы, которые регулируют именно отношения судов и медиа, — объясняет Хуршед.
Он говорит, что во многом это связано с тем, что в Таджикистане не хватает профильных журналистов, которые бы разбирались в судебной системе и знали бы, как она работает. С другой стороны, как показало исследование нормы нового закона пока еще не заработали и журналисты, исходя из собственной практики часто не доверяют возможности исправить ситуацию в лучшую сторону в правовом поле. Хуршед советует даже в этих условиях всё-таки пользоваться законом на практике.
— Нужно пользоваться сайтами, если не могут найти в открытом доступе информацию, делиться которой требует закон (статьи 14-15 Закона – прим. ред.), они могут обратиться в суд и подать запрос на основании этого закона. Нужно создать прецедент, — поясняет медиаюрист.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о Центральноазиатской программе MediaCAMP читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.