Снежный барс, малоизученный хищник, который обитает в отдалённых горных регионах Центральной и Южной Азии. Животное находится под угрозой исчезновения и внесено во Всемирную Красную книгу. Для того, чтобы показать важность сохранения снежных барсов анимационные студии Art-Vision и Tasvirnigor при поддержке Internews in Tajikistan сняли короткометражный мультипликационный фильм «Маликаи Барфи» (Снежная принцесса).
Несмотря на то, что мультфильм «Маликаи Барфи» длится всего восемь минут, команда из нескольких человек едва успела закончить его за пять месяцев. Акмал Хасанов, продюсер фильма, признаёт, что команда была слишком амбициозна в своих планах. Осенью 2022 года Акмал подал заявку на конкурс по производству отечественного контента «Малый формат-2023» и предложил создать мультфильм, посвященный снежному барсу. Идея жюри понравилась, и команда получила финансирование на свой проект. Чтобы уложиться в обозначенные сроки авторам пришлось работать днем и ночью.
На самом деле, создание 2D анимации наши ребята освоили, но опыт с фильмом «Маликаи Барфи» показал, что для перехода на новый уровень 3D анимации потребуются много усилий. Срок в пять месяцев оказался слишком коротким для производства фильма, поэтому мы шли на творческие компромиссы, чтобы успеть закончить проект вовремя, — рассказывает Акмал.
По его словам, для того чтобы заниматься анимацией необходима хорошая техника, инструменты, 3D костюмы и время.
С хорошим оборудованием легче находить технические решения. Если решим эту проблему, останется только воплощение идей художников и аниматоров, — говорит Акмал.
Однако индустрия страдает не только из-за ограниченных финансовых ресурсов, но и от недостатка творческих идей и смелости авторов. В стране сформировалось стереотипное отношение к мультфильмам, предполагается, что они должны быть детскими, нести воспитательных характер и в них четко должны быть обозначены добро и зло. Поэтому большинство анимационных фильмов производится только для детского телеканала «Бахористон».
Но и таких мультфильмов выпускается катастрофически мало, потому что отечественные анимационные студии можно пересчитать по пальцам. Например, в Душанбе мультипликацию создают в основном две студии — Tasvirnigor и студия Алексея и Аллы Румянцевых, рисующих в большей степени 2D анимацию. Есть отдельные примеры производства анимации со стороны независимых авторов, таких как Лолисанам Улугова.
У нас очень мало ребят, которые смотрят серьезное зарубежное анимационное кино. Я считаю, что законодатели мод — это японские режиссеры, которые делают очень много абстрактных работ, реализуют смелые идеи. Они делают вдумчивое кино, которое позволяет размышлять, а не только получать наслаждение от просмотра мультфильма, — говорит Акмал.
Впрочем, за пять месяцев авторам «Маликаи Барфи» всё-таки удалось воплотить величество гор и красоту горных деревень Таджикистана в 3D анимацию.
Фильм делится на две части. В первой — действие происходит в дикой природе, где каждое животное борется за жизнь и продолжение своего рода. Во второй части показано то, каким должна быть встреча человека со снежным леопардом. Авторы показывают, что ирбис никогда не нападет на человека, если он не причинил ему вреда.
Единственный и короткий диалог разворачивается между внуком и дедом, когда в их доме появляется детёныш снежного барса. В этой беседе ребёнок узнаёт об ареале снежных барсов, о том, что этих хищников осталось совсем мало; он учится проявлять заботу и сострадание к этому удивительному животному. Это аллегория на образовательно-воспитательные мероприятия, которые проводятся с жителями горных регионов, которые живут по соседству со снежными барсами.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о Центральноазиатской программе MediaCAMP читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.