«Маскун» — это острая социальная проблема, которая характерна именно для Таджикистана. Дословно на русский язык слово «маскун» переводится «вселение». «Маскун» происходит по решению суда во время бракоразводного процесса: если у мужчины нет возможности предоставить своей бывшей жене и детям отдельное жилье, а женщине некуда идти, то суд выносит постановление, при котором женщина с детьми заселяется в одну из комнат дома своего бывшего мужа. Как правило, в этом доме живут и родители мужчины, сюда же он приводит свою новую жену, у них появляются дети. Такое сожительство приводит к постоянным скандалам и дракам, и превращают жизнь каждого участника в кромешный ад. О том, как всё это выглядит в реальной жизни – рассказали авторы одноименного документального фильма «Маскун».
Фотима вышла замуж в 2012 году и родила троих детей, однако через несколько лет семейной жизни её брак внезапно распался. Бывший муж женился на другой женщине, а Фотима оказалась без крыши над головой. Однако, согласно решению суда, одна комната в доме бывшего мужа перешла Фотиме и её детям. Теперь они вынуждены жить в семье, где им совсем не рады.
Законодательство Таджикистана заставляет мужчин «вселить» бывших жён в свой дом, если женщина и дети нуждаются в жилье после развода. Довольно часто подобное принудительное сосуществование приводит к домашнему насилию. Вышедший в мае документальный фильм «Маскун» затрагивает именно эту проблему, рассказывая о трудностях, с которыми сталкиваются три разведённые женщины в Таджикистане. Все они вынуждены проживать в доме своих бывших супругов.
Нигина Раджабова, режиссёр фильма, взялась за проект, потому что эта тема пересекается с её жизненной линией.
— Мой папа рано от нас ушёл. Мама болела тяжело и мне приходилось быть за старшего, — говорит она.
Чтобы создать этот фильм авторы работы подали заявку на участие в грантовом конкурсе «Малый формат», который Internews in Tajikistan объявил в конце 2022 года. Эта идея понравилась членам независимого жюри, и команда выиграла этот конкурс.
На работу над фильмом у команды ушло четыре месяца, большую часть времени они потратили на поиски героинь, которые готовы были открыто рассказать о своей проблеме. Несмотря на то, что в Таджикистане «маскун» — это распространенное явление (только в 2022 году было вынесено 1740 постановлений), женщины, которые вынуждены жить в доме бывших мужей, отказываются открыто говорить о тяжелых условиях, в которых они и их дети оказались. Однако, с помощью Комитета по делам женщин и семьи, авторам удалось найти трех героинь. Две из них рассказывают о своей жизни с открытыми лицами.
Зритель видит настоящие, неигровые эмоции, боль женщин и то, как эти страдания переносятся на их детей. Нигина подчёркивает, что главное в режиссёре — это умение найти контакт с людьми, создать дружеские отношения с ними. Чтобы расположить героиню — надо открыться ей, только потом она раскроет свою историю и покажет вам свои чувства.
Открыться героине означает в том числе и встать на её место, прочувствовать ту боль, которую она испытывает. Нигина с грустью вспоминает детей одной из героинь фильма.
— Они у меня перед глазами стоят. Я бы хотела, чтобы власти обратили внимание на наши законы, ведь поселить женщину в доме бывшего мужа — это не решение проблемы. Она ещё больше будет страдать, ещё больше получит психологических травм. Я считаю, что надо менять закон, надо выделять женщинам места в общежитиях, надо, чтобы у них была хотя бы маленькая комнатка, но зато своя, чтобы не было этих скандалов, во время которых родная бабушка (мать отца) начинает травмировать своих же внуков. Страдают все вокруг, не только мать и ребёнок, но и бабушка тоже страдает по-своему, — говорит Нигина.
Вместе с Нигиной над фильмом работали Раҳматулло Одинаев — автор фильма, Сафарбек Кабиров, который координировал весь проект. Оператором был Навруз Саидов, с которым режиссёр ранее работала над несколькими картинами. Съёмочная группа надеется, что фильм станет толчком к дискуссии и приведет к конкретным действиям на государственном уровне. Для этого команда планирует устраивать показы в организациях, которые занимаются защитой прав женщин.
Нигина говорит, что документальный фильм «Маскун» не будет её последним фильмом о социальных проблемах женщин в таджикском обществе. В ближайших планах Нигины Раджабовой — создание игрового фильма.
— Эта тема действительно меня беспокоит. И несмотря на то, что фильм будет игровой, истории в ней настоящие, — делится планами Нигина.
Свой документальный фильм «Маскун», авторы картины опубликовали на YouTube-канале популярной медиагруппы «Азия-Плюс», где его посмотрели уже тысячи человек.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о Центральноазиатской программе MediaCAMP читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.